Фестиваль Педагогических идей 2018 год

22.11.2018

Воспитатель Сорокина Анна Юрьевна

Воспитатель филиала «Детский сад № 43» МАДОУ « Детский сад №6»

«Приобщение к социокультурным ценностям».

Театр «Волшебной палочки»

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности и интересы детей в нашей группе, а также современные требования ФГОС в нашей группе стартовал проект «Театр Волшебной палочки»

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами. Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности и интересы детей в нашей группе, а также современные требования ФГОС в нашей группе стартовал проект «Театр Волшебной палочки», который поможет воспитателям решать важные образовательные задачи.

Задачи:

- Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;

-Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения, стимуляции мыслительных операций;

-Развитие различных анализаторов;

-Активизация и совершенствование словарного запаса, звукопроизношения, навыков связной речи, мелодико-интонационной стороны речи, темпа, выразительности речи;

- Совершенствование моторики, координации, плавности, переключаемости, целенаправленности движений;

-Развитие эмоционально-волевой сферы;

-Коррекция поведения;

-Формирование опыта нравственного поведения, развитие чувства коллективизма;

-Стимулирование развития творческой, поисковой активности, самостоятельности;

-Вызывать активный интерес детей к участию в театрализованных играх.

В предыдущей группе детям предлагался « театр на палочках» как один из видов театра, дети в возрасте 6-7 лет приняли эту идею, они с огромным интересом и удовольствием сами мастерили кукол для инсценировки классических произведений, и что самое интересное придумывали свои фантазийные истории и своих героев.

Основываясь на ранее полученный опыт в работе с детьми из предыдущей группы, мы предложили малышам поиграть с подобными куклами, что вызвало у детей нескрываемый интерес, тогда было принято решение развивать этот вид театрализованной игры. Теперь мы создаем героев вместе с детьми, пока это несложный процесс: нарисовать глазки, ротик и носик герою, приклеить волосы, украсить одежду и т.д., в процессе создания героя, дети начинают воспринимать его, как своего, они вкладывают в его образ частичку самих себя. Это проявляется и в моменты игры со своим героем, ребенок неосознанно переживает эмоции своего героя, интонация голоса меняется даже у самых стеснительных малышей. Герои нашего театра — это герои сказок, потешек, стишков. Они очень удобны для игры, оказалось детям по возрастным особенностям более всего подходят куклы на палочках. Куклы помогают нам разучивать стихи, потешки, пересказывать знакомые сказки и рассказывать новые.

В процессе создания кукол, родилась главная героиня нашего театра Волшебная палочка, мы создали для нее целое Королевство – это наш новый модуль «универсальная мобильная ширма», которая используется процессе театрализованной игры, где дети могут выбрать любое время года, не зависимо от того одинаковый выбор или разный, ширма позволяет детям играть одновременно в разных сюжетных линиях. Ширма легко трансформируется, удобна для детей нашего возраста, мобильна. В Королевстве «Театр Волшебной палочки» у героев есть свои домики, что очень удобно как для хранения любого количества героев, так и в процессе театрализованной игры, куклы всегда под рукой у детей. Ширма очень яркая, безопасная и многофункциональная, подходит для других видов театров. Детям очень нравятся игры с Волшебной палочкой, она приходит к ним для того чтобы помочь превратить обычные палочки в настоящих героев сказок или потешек, а потом вместе поиграть.

Конечно нашу идею поддержали и наши родители, они с удовольствием приняли участие в совместном Мастер-классе «по созданию кукол на палочках», мы создавали новых жителей нашего Королевства, ставили представления по известным произведениям и даже придумали новые истории, поделились творческими идеями. Мастер-класс так понравился всем участникам, что решили все вместе копить новые идеи и делиться ими на следующей встрече.

У нас уже очень много планов на будущее, это и разные творческие способы создания кукол для нашего театра, возможно это и усовершенствование нашей ширмы, самое главное это постановка новых задач, в зависимости от возрастных особенностей. Создание сборника интересных историй нашего Королевства, историй, которые возникнут в фантазиях наших детей…

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.