Пятлина Екатерина Николаевна

22.11.2018

Консультация для родителей

«Планшет или футбол?»

«Компьютер и дети», «Гаджеты и дети» - эта тесная связь с каждым годом становится всё прочнее, а малыши всё раньше начинают осваивать современную технику.

Есть семьи, в которых как только ребёнок научится сидеть, его сажают перед экраном. Активно и настойчиво домашний экран вытесняют мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы с отцом. Планшет, компьютер, смартфон становится главным «воспитателем» ребёнка.

Такое «безобидное» занятие вполне устраивает как детей, так и родителей. Ведь ребёнок ничего не просит, не хулиганит, не шумит, не пристаёт с вопросами, и вроде бы узнаёт что-то новое, получает впечатления, приобщается к современным технологиям.

Вместе с тем, это, на первый взгляд, безобидное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия.

Опасно или неопасно увлечение детей гаджетами?

Во-первых, это чревато отставанием ребёнка в речевом развитии. Это подтверждает педагогическая практика и родители дошкольников. Взрослые сетуют: дети позже, относительно возрастных норм, начинают говорить, плохо и мало разговаривают, их речь примитивна и бедна. Современный ребёнок мало использует речь в общении с близкими взрослыми.

Кроме того, если ребенок часто играет в компьютерные игры, подолгу сидит в интернете, смотрит фильмы - это чревато ухудшением зрения.

Детские психологи уверены, что злоупотребление гаджетами влечёт за собой формирование зависимости, когда ребёнок все свободное время посвящает онлайн-просмотру мультиков, компьютерным играм, отказываясь от других развлечений.

И ещё один факт, который отмечают педагоги –снижение фантазии, творческой активности детей, бедная фантазия.

Вместе с тем, это отнюдь не подразумевает призыва полностью исключить планшет, компьютер из жизни детей.

Так же есть и другое мнение по поводу плюсов использования гаджетов. Так, это удобный и в целом полезный способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно сложно переносят дальнюю дорогу, длительное ожидание в очередях, стояние в пробках. Книги, игрушки, альбом и фломастеры не всегда могут оказаться под рукой. А вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они очень пригодятся. Планшет с мультиками или смартфон с играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

При выборе мультфильма или детской телепередачи родителям надо быть в десятки раз внимательнее, чем при выборе книги, поскольку зрительные образы гораздо сильнее воздействуют на ребёнка.

Ещё один плюс – это развивающая нагрузка гаджетов: совершенствование познавательных процессов детей и получение новых знаний.

При выборе мультфильма или детской телепередачи родителям надо быть в десятки раз внимательнее, чем при выборе книги, поскольку зрительные образы гораздо сильнее воздействуют на ребёнка.

Ещё один плюс – это развивающая нагрузка гаджетов: совершенствование познавательных процессов детей и получение новых знаний. Ряд компьютерных игр и приложения способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления учат считать, читать, рисовать, знакомят с нотной грамотой. Кроме того, созданы познавательные мультики, позволяющего ребёнку получить новые знания об окружающем мире в занимательной форме. Однако, качественных мультфильмов и развивающих игр не так много, большинство только на словах заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет, а именно в этом возрасте дети начинают интересоваться новыми современными устройствами, можно установить на планшет или ноутбук развивающие игры, которые соответствуют возрасту. Важно, чтобы взрослые контролировали время, проведенное ребёнком с гаджетом. Дети до 3-х лет могут заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут следует делать перерыв, для того, чтобы отдохнули глаза. Ребёнку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, однако также необходимо делать перерывы после 20–30 минут игр или занятий. Компьютерные игры можно вводить лишь после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности: конструирование, рисование, слушание и сочинение сказок. А самое главное – когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры (придумывать воображаемые ситуации, принимать роли взрослых, строить сюжет игры и пр.)

Таким образом, гаджеты оказывают значительное влияние на эмоциональное самочувствие и развитие детей. Каким будет это влияние, полностью зависит от родителей и близких взрослых. И самое главное, необходимо помнить, что детство – это время интенсивного физического и духовного развития человека, его способностей и никакой мультфильм не может заменить живого общения ребёнка со взрослым, в котором он так нуждается. Старайтесь наполнить его жизнь более важными для него вещами: пусть играет, гуляет, бегает, рисует. Читайте ему понятные книжки – увлекательные и серьёзные, добрые, познавательные. Объясняйте, что в них происходит. Если ребёнок не задает вопросы, то задавайте их сами, беседуйте, обсуждайте, рассматривайте картинки.

И если ваш малыш просит почитать книгу, с которой он уже знаком, - это замечательно. Значит, у него появились любимые произведения и авторы, появился «вкус к чтению».

Игра

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod15.htm

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.